Понедельник, 23.12.2024, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

А23

 
 
Полезный материал
 
А4 А5 А19 А21 А23 А24 А25 А26 В1 В4 В5 В6
 
А23. Задание: Как объяснить постановку двоеточия (тире) в данном предложении?

Пример.

Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали путников, настраивали их на отдых.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения указывает на время события, о котором говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

 

Проанализируем возможные варианты ответов.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП предложения дополняет первую часть.

5) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

6) Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

7) Вторая часть БСП противопоставлена первой части.

8) Вторая часть БСП содержит вывод из того, о чем говорится в первой части.

9) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

10) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

I Обобщающее слово при однородных членах предложения.

 - Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник.

 - В Сибири родилось много талантливых людей: географ Ремезов, композитор Алябьев, художник Перов, автор «Конька-горбунка» Ершов, великий химик Менделеев.

 - И гремучая дробь перепелиного боя, и усыпляющее пение жаворонков, и тёплый ветер всё располагало ко сну, и Григорий, побеждённый сном, закрыл глаза.

 - Зонтик, часы, ножик всё это было у него в чехле.

 - Разве все эти вещи: карандаш в оправе, записная книжка, часы, фотоаппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте?

(однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение)

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъем уровня рек, туман.

II Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

 - Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты: они не имеют времени придумывать лишнее.

 - Общеизвестно: школа-зеркало общества.

 - Материнский гнев что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.

 - Все дворцовые и храмовые сооружения на Востоке возводили из дерева по единому принципу: каркасная система состояла из столбов, укреплённых на облицованной камнем террасе, и опирающихся на них балок.

 - В повести «Капитанская дочка» Пушкин использует свой любимый приём: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является персонаж повести.

 - Моё состояние напоминало состояние Алисы в Стране Чудес: я был словно во сне и готов был принять любое чудо за реальность.

 - А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут. 

 - Все гончарни были похожи друг на друга: прямоугольник крытых черепицей навесов, а посередине – ряды кадок, в которых отмачивался каолин. 

 - Большой социально-психологический смысл вложен Гоголем в сюжет этой повести: человек сшил новую шинель, и  в первый же вечер она была похищена читателями.

 - В X-XI веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

В одном можно не сомневаться: делом, выбранным тобой, ты занимаешься с радостью и желанием.

Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.

Пушкин есть явление чрезвычайное и , может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в книгах, живописных образах, скульптурных композициях.

Содержание новгородских грамот разнообразно: здесь есть распоряжения, коммерческие записи, частные письма с забавными прибаутками.

Импрессионисты Э.Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдаленный предмет, на какое- нибудь пятнышко на обоях: самого пятнышка не видишь, а оторваться от него невозможно.

В портретном творчестве В. А. Серова заметна одна важная закономерность: истинно прекрасное он ищет прежде всего в человеке.

Отличительной чертой древней критской живописи является  «двойная перспектива» : на фресках бык изображается летящим, он не касается земли ногами, а сверху дальний план будто опрокидывается на него.

Кино и телевидение оказали огромное влияние на театр: монументальные декорации  окончательно уступили место легким, зачастую условным, меняющимся по ходу действия. иным стал язык пьесы, изменилась манера игры актеров.

В организации стихотворной речи звуковые повторы играют большую роль: они формируют ритм, подчеркивают наиболее важные слова.

В 19 веке огромное внимание уделялось изучению фольклора: русские композиторы собирали народные песни и стремились как можно чаще использовать их в своих произведениях.

 

III Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

 - Все мы порою, как дети, часто смеёмся и плачем: жизнь дарит нам радости и неудачи.

 - Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

 - Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна летать неподвижно на сене: тело нежится и томится, сладкая тень смыкает глаза.

 - Идти по высоким болотам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заострённые временем, как пики, стволы берёзок. Чаще всего В. А. Серов рисовал деревню осенью: русскую природу художник воспринимал в ее простом , скромном варианте, любил серенькое небо, осенние серые краски полей и перелесков.

Музыка П. И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно  эмоциональную жизнь людей.

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.

Конечно, на историческом материале мюзикл делать легче: декорации, костюмы, прически в силу их отдаленности от наших дней более соответствуют условности жанра.

Исследователи творчества  Римского  Корсокова считают его произведения глубоко национальными: композитор органично использовал подлинные образцы фольклора и народные песенные интонации в собственных мелодиях.

Опера  «Пиковая дама» считается одним из величайших произведений мирового реалистического искусства: эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью и яркостью картин эпохи.

Однажды Кашперов приехал к обеду в самом сияющем расположении духа: дела на заводе шли прекрасно, погода была ясная и холодная, и, проехавшись с завода верхом, Сергей Григорьевич чувствовал сильный аппетит.

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и  проселков.

Созданная Карлом Брюлловым в Петербурге портретная галерея современников  самое ценное в его наследии: именно здесь собраны лучшие работы художника.

Самое последовательное выражение стиль модерн получил в архитектуре конца 19    начала 20 века: именно тогда возник интерес к цветовому пятну, изогнутым линиям и сложному орнаменту.

В русской литературе 20 века В.В.Набоков занимает особое место: это один из самых современных, самых эстетически влиятельных писателей, а его писательская биография, начавшаяся на исходе  «серебряного» века русской поэзии, охватывает почти весь век.

В городах многие приметы  людям не нужны: время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам. а по часам, предсказания погоды передают по радио.

Триумфальные арки и колонны  во многих городах Европы: это были символы победы, границы своего и чужого мира.

Романсы М. И. Глинки быстро эавоевали широкую популярность: в них пленяющая простота , искренность и непосредственность выражения чувств совмещаются с идеальной отточенностью музыкальной формы.

Имение нельзя смешивать с усадьбой: усадьба  не все землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.

3.Второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов. Иногда опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал.

Павел чувствует: чьи  то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо. (и увидел, что )

Я вошел в свою комнату и отворил окно на озеро: красота этих гор, этой воды в первое мгновение ослепила и потрясла меня.

 

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский  сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных, неуловимых переживаний.

1.Вторая часть БСП  указывает на причину того, о чем говорится в 1 части.

2.Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

3.Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

4.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второйчасти.

 

Тире в БСП ставится:

1.Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.

Чин следовал ему    он службу вдруг оставил.

Смелые побеждают     трусливые погибают.

 

2.Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во 2 предложении.

Настанет утро   двинемся в путь.

Назвался груздем   полезай в кузов. если

На глаз поверишь   криво отмеришь.Условие.

Лес рубят    щепки летят.

Волков бояться    в лес не ходить.

Солнце пригреет   возле дома пахнет позднею травой и сухой соломой. Условие.

 

3.Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в 1 предложении.

Солнце дымное встает   будет день горячий.

Быстро стемнело    горы стали казаться еще мрачнее и величественнее.

Кончил дело   гуляй смело.

 

4.Если предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал   с ним была плутовка такова. и.

 

5.Сравнение. Как будто, точно, словно.

Посмотрит   рублем подарит.

Молвит слово    соловей поет.