Особенности подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Каждому учителю русского языка хочется, чтобы его ученики овладели орфографическими и пунктуационными навыками, показали хорошие результаты при сдаче экзамена, вышли из стен школы достаточно грамотными людьми. Для этого необходимо самому учителю много трудиться. При подготовке к экзамену надо накапливать и систематизировать материал. Опыт показывает, что основная подготовка сводится к трем пунктам.
I Повтори теорию
Для выполнения некоторых заданий требуется простое повторение изученного ранее материала. Начинаем работу с внимательного чтения задания. Расшифровываем каждое слово. Например. В5. Найдите предложения с обособленным распространенным согласованным определением. Обособленные – значит выделенные на письме знаками препинания. Распространенные – с зависимыми словами. Обособленными распространенными определениями могут быть: а) причастные обороты; б) прилагательные с зависимыми словами; в) обороты, состоящие из прилагательных и существительных. Потом обращаем внимание на различные формулировки задания. Например: - Найдите предложение с обособленным дополнением. - Найдите предложение с обособленным приложением. - Найдите предложение с необособленным распространенным определением. - Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подытоживаем, какие темы надо повторить, чтобы успешно справиться с заданием В5. Повторяем обособленные и необособленные определения, приложения, обстоятельства и дополнения. Разбираем примеры, обращая внимание на трудные случаи.
II Запомни схему!
При выполнении некоторых заданий необходимо систематизировать материал, сводя к определенным шаблонным схемам. Например.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Проанализировав встретившиеся примеры, выделим основные типы ошибок.
1. Нарушение согласования в сложноподчиненном предложении с конструкцией ТЕ, КТО…
Запомни Схему!
ТЕ /мн.ч/, (КТО ГЛАГ/ед.ч/….), ГЛАГ/мн.ч/.
Все(мн.ч), кто побывал(ед.ч) в Мещерском крае, ощутили(мн.ч) его притягательную силу, прелесть русской природы.
Все(мн.ч), кто побывал(ед.ч) в Мещерском крае, ощутили(мн.ч) его притягательную силу, прелесть русской природы.
Те(мн.ч), кто бывал(ед.ч) летом в лесу, ощущали(мн.ч) на себе его благотворное влияние.
2. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. (чII, стр.10)
а) Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно (чему?) требуют Д.п.
Пример: Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.
ЗАПОМНИ СХЕМУ!
предлог + Д.п.
Благодаря общению (Д.п.)с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
Благодаря общению (Д.п.)с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
б) Вследствие, Ввиду, В случае (чего?) требуют Р.п.
Пример: Вследствие ранним заморозкам камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
Запомни Схему!
предлог +Р.п.
Ввиду длительного отсутствия (Р.п.) катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
Ввиду длительного отсутствия (Р.п.) катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
В) ПО со значением «после чего-нибудь».
Предлог ПО с П.п. употребляется со значением «после чего-нибудь»: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.
Пример: По приезду (правильно: по приезде) из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
Запомни Схему!
предлог +П.п.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
НО! По окончанию глагола определяем спряжение.
3. Нарушение согласования: главное слово сущ + несогласов.определение
Пример: Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах».
При наличии родового понятия (произведение, стихотворение, книга, картина и т.д.) несогласованное определение употребляется в И.п.
В автобиографической трилогии Л. Толстого «Детство»(И.п.), «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев.
4. Нарушение однородного ряда.
Пример: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
(ПРАВИЛЬНО: Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и принятый комиссией ИЛИ Скоро будет заселен дом,
который вырос на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия).
5. Нарушение управления в предложении с однородными членами.
Пример: Слушатели передачи ожидали(что?) и надеялись(на что?) на встречу с известным телеведущим.
Отечественный производитель еще не учитывает(чего?) и ослаблен(чем?) инфляцией в условиях свободного рынка.
(Правильно: Отечественный производитель еще не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка)
6. Нарушение управления в словосочетании. (чII, §5)
А) словосоч с глаголом.
Пример: Кондуктор попросил оплачивать за проезд.(оплачивать что, НО! заплатить за что).
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение.
(Правильно: Ученые давно заметили то, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение)
ЗАПОМНИ! оплатить что – уплатить за что
беспокоиться о ком – тревожиться за кого
надеть что на что – одеть кого во что
обращать внимание на что – уделять внимание чему
отзыв о чем – рецензия на что
предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем
Б) словосоч с прилагательным
Пример: Верхний тонкий край растянутых облачков иногда сверкает змейками, блеск их подобен блеска кованого серебра.
Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален(чему?) количеству вложенного в него труда.
7. Нарушение структуры причастного оборота.
Пример: Молодой человек следил за убегающим поездом в даль степей.
Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
(Правильно: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика).
8. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов.
Пример: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
ЗАПОМНИ! Как, так и; не только, но и; не столько, сколько; не так, как; хотя и, но; не то что(бы), но(а); если не, то
Не только живопись, но и скульптура представлена на выставке.
9. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + прич.оборот(или прил)
Пример: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.
(Правильно: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву).
Одной из форм духовной жизни, важной для человека, стало искусство.
10. Нарушение структуры СПП: смешение прямой и косвенной речи.
Пример: Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
А.С.Пушкин говорит, что поэт рожден для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв». Показав материал наглядно, наполняем схемы примерами.
Нарушение согласования в сложноподчиненном предложении с конструкцией ТЕ, КТО…
Все (мн.ч), кто побывал(ед.ч) в Мещерском крае, ощутили(мн.ч) его притягательную силу, прелесть русской природы.
Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.
Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.
Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Все, кто хорошо знает творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутили их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов.
Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
Те, кто много читает, не делают ошибок в письменной речи. Те, кто увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
Все, кто любит родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.
Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают им в совершенстве.
Те, кто преподает науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск.
Все, кто читал поэтические произведения В.Маяковского, знакомы с особым ритмом его стиха.
Т.о. собирается своеобразная «копилка» для отработки каждого задания.
III Попробуй сам!
В процессе работы дети сами начинают подбирать примеры, находить удачное обобщение, систематизировать материал.
Учителю необходимо поддерживать инициативу учеников и помогать им составлять различные схемы и таблицы.
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень. Простая Составная (сложная) суффиксы: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, от других основ более или менее + н.ф. прилагательного приветливый – приветливее более приветливый красивый - красивей более громкий громкий – громче, более сильный дорогой - дороже менее четкий сладкий - слаще менее значительный тонкий – тоньше большой – больше старый – старше плохой – хуже хороший – лучше Этот тополь выше клёна. НЕПРАВИЛЬНО: «более громче», «менее вкуснее». Превосходная Простая Составная суффиксы: -ейш-, -айш-, 1.самый, наиболее, наименее + н.ф. -ш-, приставка наи-, 2. прибавление к простой от других основ сравнительной степени прилагательных слов всех, всего глубокий - глубочайший самый справедливый спокойный - спокойнейший самый красивый справедливый - справедливейший наиболее строгий мягкий – мягчайший наиболее сильный красивый – красивейший наименее высокий высокий – высочайший всех милее высокий – высший всего красивее низкий – низший красивый – наикрасивейший высший – наивысший хороший - лучший НЕПРАВИЛЬНО: «самый справедливейший», «наиболее глубочайший», «самый наивысший».
Степени сравнения наречий Сравнительная степень Простая форма Составная форма суффиксы: -ее-, -ей-, -е-, -ше- Более, менее + исходная форма наречия больно – больнее более тонко больно - больней более внимательно легко – легче более громко тонко – тоньше более подробно высоко – выше далеко – дальше Превосходная степень. Составная форма превосходной степени образуется сочетанием двух слов – сравнительной степени наречия и местоимения всех, всего. лучше всех внимательнее всех чаще всего написал грамотнее всех прыгнул выше всех громче всего Не путайте степень сравнения имён прилагательных и наречий! Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? В предложении является обстоятельством, можно образовать наречие. Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каков? В предложении является сказуемым, можно образовать прилагательное. Мой брат выше меня (Я высокий, а брат выше). Мой брат через планку прыгает выше (нар.) меня. Эта задача проще (прил.). Эта задача решается проще (нар.). Сегодня ты написал диктант грамотнее (нар.), чем прежде. В этом году я бегаю быстрее (нар.), чем в прошлом. Дон уже (прил.) Волги. Маленькое дело лучше (прил.) большого безделья.
Степени сравнения наречий Сравнительная степень Простая форма Составная форма суффиксы: -ее-, -ей-, -е-, -ше- Более, менее + исходная форма наречия больно – больнее более тонко больно - больней более внимательно легко – легче более громко тонко – тоньше более подробно высоко – выше далеко – дальше Превосходная степень. Составная форма превосходной степени образуется сочетанием двух слов – сравнительной степени наречия и местоимения всех, всего. лучше всех внимательнее всех чаще всего написал грамотнее всех прыгнул выше всех громче всего Не путайте степень сравнения имён прилагательных и наречий! Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? В предложении является обстоятельством, можно образовать наречие. Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каков? В предложении является сказуемым, можно образовать прилагательное. Мой брат выше меня (Я высокий, а брат выше). Мой брат через планку прыгает выше (нар.) меня. Эта задача проще (прил.). Эта задача решается проще (нар.). Сегодня ты написал диктант грамотнее (нар.), чем прежде. В этом году я бегаю быстрее (нар.), чем в прошлом. Дон уже (прил.) Волги. Маленькое дело лучше (прил.) большого безделья.
Когда мы таким образом организуем подготовку к ЕГЭ, то практически не остается упущенных моментов. И у детей формируются системные, прочные знания, помогающие им при сдаче экзамена.