Суббота, 27.04.2024, 01:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Готовимся к ЕГЭ

 
 
 
 
Полезный материал
 
А4 А5 А19 А21 А23 А24 А25 А26 В1 В4 В5 В6
 
 
Особенности подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
 
Каждому учителю русского языка хочется, чтобы его ученики овладели орфографическими и пунктуационными навыками, показали хорошие результаты при сдаче экзамена, вышли из стен школы достаточно грамотными людьми. Для этого необходимо самому учителю много трудиться. При подготовке к экзамену надо накапливать и систематизировать материал. Опыт показывает, что основная подготовка сводится к трем пунктам.
 
I Повтори теорию
 
Для выполнения некоторых заданий требуется простое повторение изученного ранее материала. Начинаем работу с внимательного чтения задания. Расшифровываем каждое слово. Например. В5. Найдите предложения с обособленным распространенным согласованным определением. Обособленные – значит выделенные на письме знаками препинания. Распространенные – с зависимыми словами. Обособленными распространенными определениями могут быть: а) причастные обороты; б) прилагательные с зависимыми словами; в) обороты, состоящие из прилагательных и существительных. Потом обращаем внимание на различные формулировки задания. Например: - Найдите предложение с обособленным дополнением. - Найдите предложение с обособленным приложением. - Найдите предложение с необособленным распространенным определением. - Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Подытоживаем, какие темы надо повторить, чтобы успешно справиться с заданием В5. Повторяем обособленные и необособленные определения, приложения, обстоятельства и дополнения. Разбираем примеры, обращая внимание на трудные случаи. 
 
II Запомни схему!
 
При выполнении некоторых заданий необходимо систематизировать материал, сводя к определенным шаблонным схемам. Например.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Проанализировав встретившиеся примеры, выделим основные типы ошибок.
 
1. Нарушение согласования в сложноподчиненном предложении с конструкцией ТЕ, КТО…
Запомни Схему!
ТЕ /мн.ч/, (КТО ГЛАГ/ед.ч/….), ГЛАГ/мн.ч/.
Все(мн.ч), кто побывал(ед.ч) в Мещерском крае, ощутили(мн.ч) его притягательную силу, прелесть русской природы.
Те(мн.ч), кто бывал(ед.ч) летом в лесу, ощущали(мн.ч) на себе его благотворное влияние.
 
2. Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом. (чII, стр.10)
 
а) Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно (чему?) требуют Д.п.
Пример: Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.
ЗАПОМНИ СХЕМУ!
предлог + Д.п.
Благодаря общению (Д.п.)с литературой, искусством люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений.
 
б) Вследствие, Ввиду, В случае (чего?) требуют Р.п.
Пример: Вследствие ранним заморозкам камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.
Запомни Схему!
предлог +Р.п.
Ввиду длительного отсутствия (Р.п.) катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.
 
В) ПО со значением «после чего-нибудь». 
Предлог ПО с П.п. употребляется со значением «после чего-нибудь»: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.
Пример: По приезду (правильно: по приезде) из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
Запомни Схему!
предлог +П.п.
По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут. По окончании обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
НО! По окончанию глагола определяем спряжение.
 
3. Нарушение согласования: главное слово сущ + несогласов.определение
Пример: Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах».
При наличии родового понятия (произведение, стихотворение, книга, картина и т.д.) несогласованное определение употребляется в И.п.
В автобиографической трилогии Л. Толстого «Детство»(И.п.), «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев.
 
4. Нарушение однородного ряда.
 
Пример: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
(ПРАВИЛЬНО: Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и принятый комиссией ИЛИ Скоро будет заселен дом,
который вырос на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия).
 
5. Нарушение управления в предложении с однородными членами.
Пример: Слушатели передачи ожидали(что?) и надеялись(на что?) на встречу с известным телеведущим.
Отечественный производитель еще не учитывает(чего?) и ослаблен(чем?) инфляцией в условиях свободного рынка.
(Правильно: Отечественный производитель еще не учитывает инфляции и ослаблен ею в условиях свободного рынка)
 
6. Нарушение управления в словосочетании. (чII, §5)
 
А) словосоч с глаголом.
 
Пример: Кондуктор попросил оплачивать за проезд.(оплачивать что, НО! заплатить за что).
Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение.
(Правильно: Ученые давно заметили то, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение)
ЗАПОМНИ! оплатить что – уплатить за что
беспокоиться о ком – тревожиться за кого
надеть что на что – одеть кого во что
обращать внимание на что – уделять внимание чему
отзыв о чем – рецензия на что
предостеречь от чего – предупредить о чем
заметить что – догадаться о чем
 
Б) словосоч с прилагательным
Пример: Верхний тонкий край растянутых облачков иногда сверкает змейками, блеск их подобен блеска кованого серебра.
Л.Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален(чему?) количеству вложенного в него труда.
 
7. Нарушение структуры причастного оборота.
Пример: Молодой человек следил за убегающим поездом в даль степей.
Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
(Правильно: Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика).
 
8. Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов.
Пример: За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
ЗАПОМНИ! Как, так и; не только, но и; не столько, сколько; не так, как; хотя и, но; не то что(бы), но(а); если не, то
Не только живопись, но и скульптура представлена на выставке.
 
9. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + прич.оборот(или прил)
Пример: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.
(Правильно: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву).
Одной из форм духовной жизни, важной для человека, стало искусство.
 
10. Нарушение структуры СПП: смешение прямой и косвенной речи.
Пример: Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
А.С.Пушкин говорит, что поэт рожден для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв». Показав материал наглядно, наполняем схемы примерами.
Нарушение согласования в сложноподчиненном предложении с конструкцией ТЕ, КТО…
Все (мн.ч), кто побывал(ед.ч) в Мещерском крае, ощутили(мн.ч) его притягательную силу, прелесть русской природы.
Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.
Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.
Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Все, кто хорошо знает творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутили их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов.
Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.
Те, кто много читает, не делают ошибок в письменной речи. Те, кто увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.
 Все, кто любит родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.
Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевают им в совершенстве.
Те, кто преподает науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск.
Все, кто читал поэтические произведения В.Маяковского, знакомы с особым ритмом его стиха.
 
Т.о. собирается своеобразная «копилка» для отработки каждого задания.
 
III Попробуй сам!
 
В процессе работы дети сами начинают подбирать примеры, находить удачное обобщение, систематизировать материал.
Учителю необходимо поддерживать инициативу учеников и помогать им составлять различные схемы и таблицы.
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень. Простая Составная (сложная) суффиксы: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, от других основ более или менее + н.ф. прилагательного приветливый – приветливее более приветливый красивый - красивей более громкий громкий – громче, более сильный дорогой - дороже менее четкий сладкий - слаще менее значительный тонкий – тоньше большой – больше старый – старше плохой – хуже хороший – лучше Этот тополь выше клёна. НЕПРАВИЛЬНО: «более громче», «менее вкуснее». Превосходная Простая Составная суффиксы: -ейш-, -айш-, 1.самый, наиболее, наименее + н.ф. -ш-, приставка наи-, 2. прибавление к простой от других основ сравнительной степени прилагательных слов всех, всего глубокий - глубочайший самый справедливый спокойный - спокойнейший самый красивый справедливый - справедливейший наиболее строгий мягкий – мягчайший наиболее сильный красивый – красивейший наименее высокий высокий – высочайший всех милее высокий – высший всего красивее низкий – низший красивый – наикрасивейший высший – наивысший хороший - лучший НЕПРАВИЛЬНО: «самый справедливейший», «наиболее глубочайший», «самый наивысший».
Степени сравнения наречий Сравнительная степень Простая форма Составная форма суффиксы: -ее-, -ей-, -е-, -ше- Более, менее + исходная форма наречия больно – больнее более тонко больно - больней более внимательно легко – легче более громко тонко – тоньше более подробно высоко – выше далеко – дальше Превосходная степень. Составная форма превосходной степени образуется сочетанием двух слов – сравнительной степени наречия и местоимения всех, всего. лучше всех внимательнее всех чаще всего написал грамотнее всех прыгнул выше всех громче всего Не путайте степень сравнения имён прилагательных и наречий! Наречие относится к глаголу, отвечает на вопрос как? В предложении является обстоятельством, можно образовать наречие. Прилагательное относится к существительному, отвечает на вопрос каков? В предложении является сказуемым, можно образовать прилагательное. Мой брат выше меня (Я высокий, а брат выше). Мой брат через планку прыгает выше (нар.) меня. Эта задача проще (прил.). Эта задача решается проще (нар.). Сегодня ты написал диктант грамотнее (нар.), чем прежде. В этом году я бегаю быстрее (нар.), чем в прошлом. Дон уже (прил.) Волги. Маленькое дело лучше (прил.) большого безделья.
 
Когда мы таким образом организуем подготовку к ЕГЭ, то практически не остается упущенных моментов. И у детей формируются системные, прочные знания, помогающие им при сдаче экзамена.